Назад в Будущее - любопытные факты
12:14
Эту идею фильма режиссер предлагал разным киностудиям. В то время (80-е
годы) была большая мода на тинейджерские комедии с сексуальными
шутками. Поэтому большинство киностудий отказалось от проекта: он был
для них слишком пристойным. Когда же Земекис предложил фильм студии
Диснея, они отказались, посчитав сюжет, в котором мать влюбляется в
своего будущего сына, наоборот, слишком пошлым.
Сид Шайнберг, начальник студии Юниверсал, потребовал от Роберта
Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти
должна была получить имя Мег, а не Лоррэйн (жену самого Шайнберга звали
Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не
собака. И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом "будущее" в
названии не может быть кассовым - и потребовал поменять название на
"Космический пришелец с Плутона" (Space Man from Pluto). В сцене, где
Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан,
он должен был сказать "с планеты Плутон". Шайнберг послал
соответствующий меморандум. На помощь режиссеру пришел исполняющий
продюсер Стивен Спилберг: он послал в ответ "Спасибо, Сид, за удачную
шутку - мы очень смеялись." Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал
настаивать.
Фильм начинается так же, как "Машина Времени" (1960) - коллажем из разных часов.
В начале фильма показываются часы, на которых висит человек. Это -
знаменитая сцена с участем комика Гарольда Ллойда (фильм "Наконец в
безопасности" 1923 года). В этом фильме Гарольд Ллойд висит на стрелке
башенных часов... и именно эту сцену пародирует другой Ллойд -
Кристофер в конце фильма, вися на часах ратуши.
Диктор новостей в начале фильма - актриса Дебора Хармон, которая уже
снималась у Роберта Земекиса в 1980 году в фильме "Подержанные машины"
В начале фильма видно, что у Дока Брауна есть хобби - он играет на саксофоне.
Огромный усилитель, к которому Марти в начале фильма присоединяет
электрогитару в лаборатории Дока - носит обозначение CRM-114. Именно
так назывался декодер сообщений в фильме Стэнли Кубрика "Доктор
Стрэйнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную
бомбу". Кроме того, это - номер космического корабля из фильма "2001 -
космическая одиссея", тоже Стэнли Кубрика.
Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма были исключительно
для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются. Для фильма было
заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных
продуктов. Одни из них - очевидны ("Пепси", "Тексако", "Тойота"), а
другие - нет. Компания "California Raisin", изготовитель изюма,
заплатила 50'000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но
для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла,
"на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма". Поэтому логотип
компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж
Ред. Фирма запротестовала - и ей вернули гонорар.
В 1985 году Док Браун живет в гараже своей виллы из 1955 года. Сам же
дом сгорел! В начале фильма это можно прочесть на вырезках из газеты,
висящих на стене. Кроме того, там же написано, что он продал свою землю
девелоперам - поэтому в 1985 году рядом с домом Брауна стоит ресторан
Burger King.
В начале фильма, где Марти МакФлай участвует в состязании муз. групп, в
роли одного из судей появляется певец Хьюи Льюис, автор песен к фильму
"The Power of Love" и "Back In Time". Именно он, когда Марти играет
инструментальную версию "Power of Love", жалуется на то, что группа
"громковата".
Блондин рядом с Марти, который показан в этой же сцене - Пол Хэнсон,
учитель Майкла Джей Фокса по гитаре, натаскавший его для фильма.
На номере автомобиля, мимо которого Марти и Дженнифер проходят после
прослушивания, написано «FOR MARY» - в честь Мэри Рэдфорд, ассистентки
режиссера второй съемочной группы, Фрэнка Маршалла.
Все сцены 1985 года на площади перед зданием суда были отсняты к концу
съемок. Сначала кулисы города были созданы в ярких тонах для 1955 года,
а потом «состарены» и ободраны для 1985 года. Многие лавки,
существовавшие в 1955 году, закрыты в 1985. На скамейке, на которой
сидят Марти и Дженнифер, красуется логотип ювелирного магазина «Zales»,
который теперь находится в торговом центре «Две елки». В 1955 году этот
магазин расположен еще на главной площади!
В начале первой части карниз перед циферблатом часов на здании суда
цел, так как Марти еще не изменил прошлое. После того, как Док
оступается и обрушивает часть карниза в конце фильма (в 1955 году),
этого куска недостает и в 1985 году. И в 2015 году его тоже нет!
Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов.
Ее номер – 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов
начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого
кода в США не существует.
Когда «Назад в Будущее» вышел в кино в Австралии, Майклу Джей Фоксу
пришлось сняться в телевизионном ролике для австралийского телевидения
и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на
скейтборде.
Статуи львов, стоящие на въезде в район «Lyon Estate», созданы по
образу и подобию таких же львов, украшающих Сент-Луис, родной город
сценариста Боба Гейла.
Криспин Гловер, игравший Джорджа МакФлая, отца Марти, на самом деле на три года младше Майкла Джей Фокса.
Чтобы превратиться из 23-летней Ли Томпсон в 47-летнюю Лоррэйн МакФлай, ей приходилось проводить 3 часа в гримерной.
26 октября 1985 года в 1:20 ночи на стоянке торгового центра Пуэнте
Хиллз Молл, где был отснят торговый центр «Две Елки», собралась масса
фанатов, чтобы посмотреть, не случится ли там чего. Фильм вышел в США в
июне 1985 года, поэтому показанные в фильме события 1985 года еще
только предстояли...
В процессе сценария концепция машины времени многократно менялась.
Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина
времени стала выглядеть, как холодильник. Роберт Земекис рассказал в
интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети
будут забираться в холодильник и пострадают при этом. Была еще одна
идея - для возвраи щения в 1985 год ДеЛореан нужно было довезти до
полигона для испытания атомных бомб. Сохранился даже вариант сценария с
этой идеей.
В фильме используется модель ДеЛореана 1981 года с шестью цилиндрами. На ДВД его неправильно обозначают четырехцилиндровиком.
Крышка на атомном реакторе на корме ДеЛореана – на самом деле колпак колеса автомобиля «Додж Полярис».
На ДеЛореане в фильме шкала спидометра доходит до 95 миль в час. Но на
реальных спидометрах ДеЛореанов до включительно 1985 года шкала
достигала всего 85 миль! Недостаточно для путешествия во времени.
Цвета дисплея установки времени в машине времени (красный, зеленый,
желтый) – отсылка к фильму «Машина времени» 1960го года, где
использовались лампы тех же цветов.
На потоковом накопителе есть две надписи: «Отключать привод накопителя перед открытием» и «Защищать глаза от света».
Док Браун всегда носит несколько наручных часов. Это особенно хорошо
видно, когда он объясняет Марти, как работает машина времени. Эта
привычка у него остается надолго, как показывает это фото из второй
части.
тобы путешествовать во времени, нужно достичь скорости в 88 миль в час.
Цифра 8, повернутая на 90°, означает в математике «бесконечность». Тем
не менее, Боб Гейл сказал в интервью, что число 88 выбрано произвольно
– оно просто хорошо звучит.
В фильме Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» Голди Хоун говорит, что 26
октября 1985 года она выпила эликсир вечной юности. Это – дата первого
путешествия во времени.
Дата, в которую Марти отправляется во времени – 5 ноября. Именно этот
день – цель путешествия во времени в фильмах «Time After Time» (1979) и
«Timerider: The Adventures of Lyle Swann» (1982). Кроме того 5 ноября –
день рождения отца автора сценария Боба Гейла. Кроме того, именно отец
невольно подкинул сюжет фильма Бобу Гейлу. Когда Боб рассматривал
старый школьный альбом отца, он задался мыслью, были бы они друзьями,
если бы ходили в школу в одно время. Так родилась идея о подростке,
который сталкивается со своими родителями-сверстниками. Еще же дата
выбрана по той причине, что в американских школах балы, как правило,
состоятся в ноябре.
Сына старика Пибоди, проживавшего на месте торгового центра, зовут
Шерман. Шерманом звали мальчика из мультфильма «Приключения Рори и
Бульвинкля», который путешествовал во времени со своей собакой. Собаку
звали Мистер Пибоди.
Фиктивный комикс «Истории из космоса» (Tales from Space) появлялся минимум дважды в сериале «Оливер Бин».
В сценарии не было написано, что Марти будет стукаться головой о дверь
ДеЛореана. Эта идея появилась во время съемок, когда механизм дверей
изрядно износился и дверь открывалась недостаточно быстро.
По книге, опубликованной параллелньно с фильмом, Марти прячет ДеЛореан
в гараже недостроенного дома своих родителей в Lyon Estates. Но бюджет
не позволял создать целую улицу в недостроенном виде – и поэтому в
фильме Марти прячет машину за рекламным щитом.
В 1955 году в кино идут, помимо фильма с Рональдом Рейганом, еще два
фильма: "This Boy’s Life" (рабочее название фильма Спилберга «E.T. –
инопланетянин») и "Watch The Skies" (рабочее название фильма Спилберга
«Близкие контакты третьей степени»). Эти же фильмы идут в кино в фильме
«Гремлины», который также продюсировал Стивен Спилберг. Кстати, сами
«Гремлины» снимались на кулисах главной площади из «Назад в будущее».
Площадь перед зданием суда сверху похожа на потоковый накопитель.
Колокол на башне здания суда играет ту же мелодию, что и часы в фильме
«Машина времени» 1960 года по роману Герберта Уэллса. Кроме того, это
мелодия колоколов лондонского Биг Бена.
Мэра «Голди» Уилсона прозвали так из-за его золотого зуба.
Фамилии мэров Рэд Томас и Голди Уилсон вместе образуют имя актера, игравшего Биффа Тэннена - Томаса Уилсона.
Марка «Кэлвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985
году. Поэтому в итальянском дубляже Марти в 1955 году называют «Леви
Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден»...
В Италии телевидение было государственным, и понятия «Rerun» (повторный
показ) в этом языке не существовало. Поэтому в итальянском дубляже
Марти видел телевизионное шоу «на видео». В русском переводе он его
видел «в записи».
У Лоррэйн есть брат и сестра. Брата Милтона играет Джейсон Херви,
который позже снимался в роли брата главного героя в сериале «Чудесные
годы». Сестру Салли играет Майя Брютон, позже игравшая сестру главного
героя в телесериале «Паркер Льюис». Таким образом они продолжили
традицию играть брата/сестру главного героя.
На футболке Линды МакФлай стоит надпись «Класс ’84 года». Майкл Джей Фокс снимался в 1982 году в фильме с таким названием.
Школа Хилл Вэлли на самом деле находится в городе Уайттир в Калифорнии. В этой школе учился бывший президент США Ричард Никсон.
В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане
висит плакат «Рона Вудворда – в президенты класса!» Рональд Вудворд –
«Key Grip», то есть, главный рабочий-постановщик фильма.
Когда Марти идут с Доком по школе, на заднем плане висит плакат
«Bulldogs vs. Indians». «Bulldogs» была командой по амер. футболу
начальной школы Боба Гейла, а «Indians» - средней школы.
Когда Марти навещает Джорджа в костюме «Дарта Вейдера», он играет ему
через плеер музыку «Ван Хэйлен». Однако здесь имеется в виду не группа
«Van Halen», а их главный гитарист, Эдвард Ван Хэйлен. Если
присмотреться, то на кассете видно маленькую приписку «Edward». Для
того, чтобы использовать имя группы в фильме, нужно было заручиться
согласием всех ее членов. Так как это сделать не удалось, продюсеры
заручились согласием (и именем) только лидера группы. Песня, которую
Марти играет в плеере, называется «Untitled» («Без названия») и была
вообще-то написана для фильма «The Wild Life» (1984). В этом фильме в
главных ролях снимаются Эрик Столц и Ли Томпсон.
Эрик Столц был даже запланирован на роль Марти МакФлая! Майкл Джей Фокс
был связан контрактом с сериалом «Семейные узы» («Family Ties») и не
мог принимать участие в фильме. Через несколько недель после начала
съемок продюсеры поняли, что Столц не подходит на роль подростка.
Поэтому его уволили из фильма, и пришлось обновлять весь гардероб Марти
МакФлая.
Тем не менее, когда Майкл Джей Фокс снимался в «Назад в будущее», он
все еще был связан контрактом с сериалом «Семейные узы». Поэтому днем
он снимался в сериале, а по ночам ездил на съемки фильма. Поэтому
первым делом были отсняты ночные сцены (стоянка у торгового центра,
возвращение в 1985 год итд.). Дневные съемки проходили по выходным.
В одном месте в фильме все же можно увидеть Эрика Столца. Он уже
снимался в течение нескольких недель, и многие сцены с ним были уже
отсняты. В сцене, в которой Марти сбивает Биффа с ног ударом (в кафе
1955 года перед погоней за скейтбордом) – показан кулак Эрика Столца.
Также ходят слухи, что в сцене, в которой Марти ныряет в ДеЛореан на
стоянке, спасаясь от ливийцев – тоже показан Столц. Тем не менее над
этой сценой до сих пор спорят знатоки: у Столца в этих сценах был
совершенно другой костюм.
Клаудия Уэллс должна была играть Дженнифер вместе с Эриком Столцом.
Однако сроки съемок постоянно сдвигались, и в конце концов она не
смогла принимать участие в съемках. На ее место была взята актриса
Мелора Хардин. Однако после того, как Столца уволили, Мелора оказалась
ростом выше Майкла Джей Фокса – и тем самым не годилась на роль его
девушки. Клаудия Уэллс тем временем снова освободилась и получила роль
Дженнифер назад. Тем не менее Хардин тоже удалось познакомиться с
путешествиями во времени: она снималась в сериалах «Квантовый скачок» и
«Патруль времени».
Кроме того, на роль Дока Брауна также одно время планировался другой
актер. Джон Литгоу, известный по сериалу «Третья планета от Солнца». Он
даже снимался вместе с Кристофером Ллойдом в фильме «Приключения
Баккару Банзая в восьмом измерении», где играл сумасшедшего ученого
(!). А Кристофер Ллойд играл там инопланетянина.
Кристофер Ллойд играл персонаж «Эммета Л. Брауна» как смесь из Альберта Эйнштейна и композитора Леопольда Стоковски.
Ли Томпсон (Лоррэйн) и Кристофер Ллойд (Док) снимались вместе в шести
фильмах: трилогия «Назад в будущее», «Деннис-мучитель», «Право не
отвечать на вопросы» и телефильм «Haunted Lighthouse». Тем не менее за
все это время у них была всего одна разговорная сцена:
Марти: Это Док... мой дядя! Доктор Браун.
Лоррэйн: Здравствуйте.
Док: Здрасьте.
Начало песни «Johnny B. Goode» Чака Берри – 1:1 соответствует началу
песни «Fun, Fun, Fun» группы Beach Boys. «Johnny B. Goode» вышел в 1958
году, «Fun, Fun, Fun» - в 1964
Во время исполнения «Johnny B. Goode» лидер группы на балу, Марвин
Берри, звонит своему кузену Чаку. Чак Берри – автор песни «Johnny B.
Goode».
В титрах первой части написано, что песню «Johnny B. Goode» исполняет
Марти МакФлай. На самом деле ее исполнял Марк Кэмпбел, а гитарное соло
играл Тим Мэй.
Для сцены, в которой на фото появляются брат и сестра Марти, студия
спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM) сделала гитарный гриф
размером в 3-4 раза больше обычного, и использовала увеличенное фото.
Это была единственная возможность реализовать этот эффект в 1985 году.
В одной из старых версий сценария Марти со своим рок-н-роллом вызвал на
школьном балу массовые беспорядки. Чтобы их погасить, приезжает отряд
полиции. Кроме того, в той версии сценария Док добывает секретную
составную часть Кока-колы. И когда они возвращаются в 1985, все машины
выглядят, как в 50-х годах – но способны летать... Отчасти следы этой
концепции можно увидеть во второй части, в рекламном ролике Голди
Уилсона III-го.
Если внимательно посмотреть на ключи от ДеЛореана, то на брелке
написано: «555-1128 OUT-A-TIME», и на задней стороне – «Brown Dr. – JFK
– Hill Valley, CA». Это – телефон и адрес Дока!
Фары ДеЛореана мигают по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки: SOS!
Бомж на скамейке, которого Марти называет «Рэд» - не бывший мэр Рэд
Томас из 1955 года. Майкл Джей Фокс импровизировал в этой сцене. В
сценарии этого имени не было.
Есть мнение, что ДеЛореан глохнет и не заводится, потому что в это
время происходит прыжок во времени. Когда он заглох в 1955 году за
несколько минут до 10:04 – во второй части приблизительно в это время в
машину времени бьет молния и отправляет Дока в 1885 год. Когда он
вернулся в 1985 год и заглох, как раз приблизительно в это время (1:20)
Эйнштейн путешествует на одну минуту вперед.
Однако эта теория достаточно спорная: когда снималась первая часть,
продолжения еще и в мыслях не было. Кроме того, времена этих прыжков не
соответствуют времени заглушивания мотора.
В начале фильма Марти подъезжает встретить Дока к торговому центру «Две
елки» (Twin Pines Mall). Так как он раздавил одну из елок Пибоди в 1955
году, в конце фильма торговый центр называется «Одинокая елка» (Lone
Pine Mall).
Будильник в комнате Марти играет песню «Back In Time» группы «Huey
Lewis And The News», которая также исполняла песню «The Power Of Love».
Кроме того, на стене у Марти висит рекламный плакат к альбому Хьюи
Люиса «Sports».
На кровати Марти лежит журнал RQ. На самом деле это журнал для библиотекарей и называется "Reference Quarterly".
Новый фузионный реактор «Mr. Fusion – Домашний преобразователь энергии» на ДеЛореане создан из кофемолки марки Крупс.
Сцену, в которой Марти спрашивает Дока, будут ли они в будущем «полными
кретинами» («assholes») сняли дважды – для американской телеверсии с
менее ругательным диалогом.
Состав оркестра Алана Сильвестри для записи музыки к «Назад в будущее»
был в то время самым большим, когда-либо собранным для записи музыки к
фильму.
В 1955 году «Оскар» за лучший фильм достался фильму «Марти». Но по
словам продюсера Боба Гейла это не было причиной выбора имени главного
героя. Им просто понравилось это имя.
Имя Эмметт происходит от слова «Time» (время). Оно просто написано задом наперед, а согласные удвоены.
Второе имя Дока – Латроп (Lathrop) – при прочтении задом наперед превращается в «Портал».
Фамилия «Тэннен» в первой части не упоминается ни разу. В финальных
титрах стоит, что это фамилия Биффа. Происходит это имя от тогдашнего
президента студии Юниверсал, Неда Тэннена. В начале планировалось, что
Биффа будет играть Дж. Дж. Коэн (он играл дружка Биффа по имени
«Скинхед» - «Бифф, погляди на этот жилет! Малый боится утонуть.»). Но
Эрик Столц оказался выше Коэна ростом, поэтому на роль Биффа был взят
Том Уилсон. А вот если бы Фокс играл Марти с самого начала, то Биффа бы
таки играл Дж. Дж. Коэн!
В роли еще одного приспешника Биффа снимается Билли Зейн («Титаник») в своей первой кинороли.
В видеоклипе «The Power Of Love», опубликованном в то время, Док Браун
подъезжает на ДеЛореане к клубу, в котором выступают «Huey Lewis And
The News». Несколько девушек уговаривают его зайти в клуб, а несколько
зевак «одалживают» в это время ДеЛореан. Затем следует песня, а в конце
ДеЛореан возвращается из путешествия во времени.
Когда первый фильм был закончен, продолжения не планировалось. Вслед за
летящим ДеЛореаном сразу шли финальные титры. Когда впоследствии вышли
вторая и третья часть, и первая появилась на видео, между финальной
сценой и титрами была добавлена вставка «To Be Continued…» (Продолжение
следует). Для ДВД-версии эту вставку снова убрали, восстановив
оригинальую киноверсию.
Нет, мы никогда не собирались назвать эту часть "Назад из будущего".
Боб Гейл, автор сценария
Конец первой части задумывался, как шутка. В то время никто серьезно не
думал о продолжении, иначе бы в машину времени не стали сажать
Дженнифер. Из-за трудностей сценаристов вставить ее в сюжет, Дженнифер
усыпили в самом начале путешествия в 2015 год...
Вторая и третья часть были задуманы одним фильмом под рабочим названием
«Парадокс». Но реализация была бы слишком дорогостоящей. Однако вариант
сценария «Парадокса» сохранился.
В еще одном варианте сиквела Марти пришлось бы вернуться не в 1955-й
год, а в 1967-й – и познакомиться со своими родителями, ставшими хиппи.
Но Земекис запорол этот вариант, так как он слишком похож на первую
часть. К тому же, возвращение в 1955-й год гораздо богаче в плане
«другой точки зрения на события первой части».
Во второй части сменилась актриса, игравшая Дженнифер. Клаудия Уэллз,
игравшая ее в первой части, ушла из кинематографа из-за проблем с
наркотиками, поэтому во второй части Дженнифер играла Элизабет Шью.
Первая связь между Клинтом Иствудом и «Назад в Будущее» - заставка
второй части идет поверх материала (полета над облаками), снятого ILM
для фильма «Файрфокс» с Клинтом Иствудом в главной роли.
Такси, в которое чуть не врезается ДеЛореан при выходе во времени в 2015 году – то же самое, что везло Биффа позже.
Когда доктор провозглашает «Мы подлетаем к Хилл Вэлли, время: 16:29,
вторник, 21 октября 2015 года!» В оригинале он говорит «4:29 PM» - и в
это время счетчик ДВД показывает ровно 0:04:29! Правда, только на
американской версии в NTSC, так как европейская версия в PAL немного
ускорена (25 кадров в секунду вместо 24 кинокадров).
Причиной того, что Док стягивает со своего лица кожу придумали для
того, чтобы ему не пришлось носить грим «старого Дока Брауна» в течение
всех продолжений.
В 1955, 1985 и 2015 годах на площади перед судом есть автозаправка "Texaco".
В будущем в кино идет фильм «Челюсти-19», режиссер – Макс Спилберг. У Спилберга действительно есть сын по имени Макс.
Марти заглядывает в 2015 году в антикварную лавку и видит на витрине
фигурку Кролика Роджера. В фильме «Кто подставил Кролика Роджера»
(1988) Роберт Земекис был режиссером, а Кристофер Ллойд играл главного
злодея.
Кроме того в этой же витрине – куртка Марти из первой части.
В «Кафе 80-х» официанты – электронные варианты Майкла Джексона,
Рональда Рэйгана и Аятоллы Хомейни. Это – пародия на сериал 80-х годов
«Max Headroom». Там тоже был компьютерный персонаж, и он так же
заикался.
На стене в «Кафе 80-х» висят головы-изображения разных знаменитых
личностей. Слева направо: Фидель Кастро, принц Чарльз, Михаил Горбачев,
Хауард Коселл, Рональд Рейган, Аятолла Хомейни.
Одного из детей, которым Марти показывает комп. игру «Дикий стрелок», с
легкостью узнают сектанты «Властелина Колец» - это Элайджа Вуд! Ему
тогда было 8 лет, и это - одна из его первых ролей.
Компьютерная игра «Дикий стрелок» - вообще-то не использовалась в
игровых автоматах, а только на приставках Нинтендо. Для фильма ее
встроили в игральный автомат.
На мониторах в «Кафе 80-х» идут сериалы 80-х годов, причем все –
компании Universal. В их числе: "The Smurfs" (мультфильмы), "Cheers"
(ситком), "Family Ties" («Семейные узы» с Майклом Джей Фоксом!), "Taxi"
(«Такси» с Кристофером Ллойдом!), CNN, "Oprah Winfrey" (токшоу),
"Geraldo" (токшоу), "Pee Wee’s Playhouse", "Wheel of Fortune" (аналог
«Поля чудес»), "Miami Vice", "Magnum P.I.", "Dallas" (сериалы).
Вторую и третью часть фильма снимали через 4 и 5 лет после первой,
соответственно. За это время Майкл Дж. Фокс уже разучился кататься на
скейтборде.
В одном из вариантов сценария вместо погони на летающих скейтбордах
планировалась сцена на стадионе футуристичной игры «Сламболл», в
которой игроки носят специальные кроссовки для бега по вертикальной
стене. Но этот вариант оказался слишком дорогим, и поэтому создатели
фильма решили сделать сцену погони на скейтах более похожей на ту, что
была в 1955 году. Кстати, в этой версии сценария Джордж МакФлай
вывихнул спину не при гольфе, а при сламболле.
Когда снималась сцена, где банда Биффа врезается в фасад здания суда,
каскадер Черил Уилер-Диксон, заменявшая актрису Дарлин Фогель, сильно
повредила ноги, налетев на колонну здания суда, и была
госпитализирована на несколько недель. Так как она, лежа в больнице, не
могла пересняться, сцена так и вошла в фильм.
Голос куртки Марти, счетчика такси и дверной системы в доме Марти – один и тот же.
Старика, мечтающего о том, чтобы вернуться в прошлое и поставить деньги
на выигравшую бейсбольную команду, играет Чарльз Фляйшер. Он озвучивал
Кролика Роджера в фильме Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера?».
Этого старика зовут Терри. Это тот самый Терри, который чистил машину
Биффа в 1955 году от навоза и взял с него 300 долларов. В бонусах есть
удаленная сцена, в которой старый Бифф в 2015 году все еще попрекает
Терри этими 300 долларами.
Рик Картер, художник-постановщик второй и третьей части, болен
легастенией, поэтому надписи на многих щитах, созданных им, пришлось
исправлять. Кроме того, он создал много футуристичных плакатов с
японскими иероглифами, и утверждал, что они имеют смысл – что
впоследствии было опровергнуто японскими посетителями киностудии.
Второй вариант газеты «USA Today», где показана арестованная банда
Гриффа, открывает их настоящие имена. Под кличками "Data", "Spike" и
"Whitey" скрываются Рэйф Ангер, Лесли О’Малли и Честер Ногура. Другие
статьи в этой газете: «Вашингтон готовится к визиту королевы Дианы» и
«Новый налет пальцевой банды». Так как оплата в 2015 году производится
с помощью отпечатка пальца, естественно, появляются преступные банды,
охотящиеся за пальцами обывателей!
Альманах стоит 32,19 доллара США включая НДС. Марти заплатил за него с
помощью отпечатка пальца. Таким образом, деньги за альманах были сняты
со счета 47-летнего Марти МакФлая.
Вряд ли тоненький альманах, показанный в фильме, мог бы уместить 50 лет
спортивной статистики, включая региональные результаты колледжских
соревнований. Но книгу специально сделали такой тоненькой, чтобы она
влезала в карман куртки Марти и карман брюк Биффа.
Док говорит, что оставил пса Эйнштейна в «Вакууме времени». Эту фразу
придумали, чтобы описать, что случилось с Эйнштейном: в конце первой
части Док уехал с ним в будущее, но вернулся без него.
Марти-мл. выходит из «Кафе 80-х» и его чуть не давит автомобиль. Он
гневно кричит на водителя «Я здесь иду! Я здесь иду!» Это – цитата из
фильма «Полночный ковбой»
Фамилии двух женщин-полицейских из 2015 года – «Риз» и «Фоули». Во всех
фильмах, которые образовались в соавторстве Боба Земекиса и Боба Гейла,
полицейские носят эти фамилии.
Футуристические машины из 2015 года уже появлялись в других фильмах.
Например, «Звездная машина» из фильма «Последний звездный боец» и
«Спиннер» из фильма «Бегущий по лезвию». Остальные машины –
модифицированные «Форд Проуб», «Мустанг», «БМВ» и несколько олдтаймеров.
Такси из будущего, на котором едет Бифф – модифицированный «Ситроэн
ДС». Этот автомобиль начали производить в 1955 году, так что она вполне
могла бы появиться и в первой части. Также это такси показано в
качестве выгоревшей развалюхи в альтернативном 1985 году.
Летающий робот, который водит собаку на прогулку, позаимствован из фильма «Батарейки не прилагаются».
В 2015 году мода на ношение двух галстуков сразу! На 47-летнем Марти
надето два галстука. На Доке Брауне тоже, но они прозрачные, поэтому
это не очень заметно.
Сценарный ход о гибели Джорджа МакФлая был создан по причине, что
Криспин Гловер отказался играть эту роль в продолжении! Поэтому на роль
Джорджа был нанят актер Джеффри Вайссман. В аттракционе Universal Tours
Вайссман играл роли Стэна Лоурела, Чарли Чаплина и Гроучо Маркса. Сцены
из 1955 года, в которых показан Криспин Гловер в роли Джорджа, были
взяты из первой части. После выхода фильма Гловер подал в суд на
продюсеров, и им пришлось ему заплатить за использование этого
материала.
Гловер в роли Джорджа
Вайссман в роли Джорджа
Джордж висит в 2015 году вверх ногами по трем причинам:
- чтобы не было видно, что это другой актер
- потому что это смешно
- если бы Криспин Гловер все-таки передумал, его можно бы было поставить вверх тормашками.
Роль Нидлза, коллеги Марти, который в третьей части вызывает его на
автогонку, играет Майкл Балзари, более известный под именем «Flea»
(Блоха) – басист группы «Red Hot Chili Peppers».
На факсе, уведомляющем Марти об увольнении, написан адрес предприятия:
«11249 Business Center Road, Hill Valley, CA 95420-4345». На самом деле
этот почтовый индекс принадлежит городку Каспар. Он находится в
пятистах милях к северу от Лос-Анджелеса на тихоокеанском побережье.
В Хилл Вэлли кто-то злоупотребляет граффити. В 1985 году (1-я часть) на
входе граффити «BOB» (в честь двух Бобов, Земекиса и Гейла).
В переулке в 2015 году какой-то нерадивый школьник набрызгал «Class of
'16». Из надписи «Hilldale – The Address Of Success» (Хиллдэйл – Адрес
успеха) кто-то сделал «The Address of Suckers» (Адрес неудачников).
В году 1985 кто-то переделал «Hill Valley» в «Hell Valley» (долина ада).
Казино «Biff Tannen’s Pleasure Paradise» (Рай Радостей Биффа Тэннена)
был сделан по образу казино «Plaza Hotel & Casino» в Лас-Вегасе.
Неоновый знак с подписью Биффа Тэннена похож на неоновый знак «Bob Stupak’s Vegas World Casino».
В газете от 16 марта 1973 года написано, что Джордж МакФлай был найден
мертвым в переулке, в двух кварталах от общественного центра Хилл
Вэлли. В этом центре МакФлай должен был получить награду за многолетнюю
борьбу с концерном «БиффКо.»
Дата «15 марта» взята неспроста: это «иды марта»!
Когда Бифф достает из сейфа альманах и подает его Марти, видно, что он
его хранит в полиэтиленовом пакете, чтобы защитить от пыли.
Суперобложка, которую так расхваляла продавщица, нет - ведь он в нее
завернул порнографический журнал на танцах в 1955 году, чтобы дать
директору Стрикленду!
Вторая связь "Назад в Будущее" с Клинтом Иствудом. Бифф смотрит по
телевизору фильм Серджио Леоне "За пригоршню долларов". В третьей части
Майкл Джей Фокс сыграет свой вариант этой сцены из знаменитого
спагетти-вестерна.
В газете от 4 мая 1958 года изображена фотография Биффа, выигравшего в свой 21-й день рождения 1'182'000 долларов на скачках.
Чтобы сэкономить время и деньги, во второй части кулисы студии
Юниверсал были созданы по частям. Улица 1955 года была воссоздана
только с одной стороны, на другой стороне улицы были кулисы 1985А-года
с «Раем радостей Биффа Тэннена». Так как оригинальных кулис из первой
части не сохранилось, пришлось воссоздавать всю улицу заново – и это
обошлось дороже, чем полное ее строительство для первой части!
Бифф передает сам себе альманах спорта. Он говорит «Флорида выиграет
чемпионат мира по бейсболу 1997-го года, ну конечно.» Фильм вышел в
1989 году. 8 лет спустя на чемпионате мира по бейсболу действительно
выиграла команда Флориды, Florida Marlins. Самое интересное – в 1989
году у Флориды вообще не было своей бейсбольной команды, и Florida
Marlins еще не существовали!
Все результаты спортивных событий 12 ноября 1955 года – реальные. Игра
UCLA против Вашингтона действительно закончилась голом Джима Декера,
забитым в последнюю секунду.
Сцена, в которой Лоррэйн говорит в машине, что когда у нее будут дети,
они смогут делать, что хотят, существует только во второй части. В
первой части этой сцены не было. То и дело появляются любители фильма,
которые утверждают, что видели вариант первой части с этой сценой, а
позже она была вырезана. На самом деле она имела место в новелизации
сценария к первой части. Боб Гейл, автор сценария, подтвердил, что в
первом фильме этой сцены никогда не было.
Туннель на Ривер Роуд, через который Бифф едет в школу – тот же туннель, что ведет в Тунтаун в «Кто подставил Кролика Роджера».
В газете, когда заголовок «Dr. Brown Committed» (Доктор Браун упрятан в
психушку) превращается в «Dr. Brown Commended» (Доктор Браун
награжден), изменяется еще один заголовок. «Nixon to Seek Fifth Term»
(Никсон выставляет кандидатуру на пятый срок) изменяется на «Reagan to
Seek Second Term» (Рейган выставляет кандидатуру на второй срок). Кроме
того, в газете альтернативного времени война во Вьетнаме все еще не
кончилась.
Огненные следы ДеЛореана, которые он оставляет в небе после удара
молнии, выглядят, как число «66» - и похожи на логотип «Western Auto
Store» на улице, по которой Марти в конце первой части отправляется
назад в будущее.
<i>- Интересный факт: Россия, то есть Советский Союз, был тогда
еще коммунистическим, но тем не менее все в России уже видели "Назад в
будущее" на пиратских видеокассетах. Это был единственный раз, когда мы
были рады существованию пиратских кассет.
Боб Гейл, автор сценария</i>
Непосредственно в конце второй части, чтобы удовлетворить публику,
жаждущую окончания, создатели сделали превью к третьей части. Второй и
третий фильмы снимались друг за дружкой без перерыва и вышли в кино с
расстоянием в полгода.
«Назад в будущее-3» был первым фильмом с новой заставкой Юниверсал к его 75-летнему юбилею.
Внешние съемки дома Эмметта Брауна проходили у знаменитого Гэмбл-Хауз,
в котором никому никогда не разрешалось снимать. Однако владельцам так
понравилась инсценировка этого дома в первой части, что они предложили
съемочной группе снимать интерьер дома Дока Брауна в самом Гэмбл Хауз.
Киношники осмотрели этот дом, и отклонили предложение: дом был
настолько красив, что они побоялись нанести интерьеру повреждения в
процессе съемок. Тот же дом, в котором снимали интерьеры первой части,
сменил владельца, который продал практически всю мебель. Поэтому
пришлось все воссоздавать в студии.
Когда Марти рассказывает Доку о его письме, Док открывает дверь туалета
– и там виден унитаз и часы над ним: Док в первой части рассказывал,
как встал на унитаз повесить часы, упал, стукнулся головой и изобрел
потоковый накопитель.
У Дока Брауна есть телевизор в доме и еще один в гараже. Раз у него в
1955 году два телевизора, напрашивается вывод: Док богат. ;)
Пес Коперник из первой части не мог сниматься в третьей. На его роль
взяли другого, похожего, пса. Но он был чуть темнее, поэтому шерсть ему
покрасили в светлый цвет.
То же самое относится к Эйнштейну. Пес из первой части, по имени Тигр,
не был доступен. Поэтому в продолжениях его роль играл пес Фредди. Он
настолько хорошо вписался, что ему дали роль Эйнштейна в аттракционе
студии Юниверсал «Back to the Future: The Ride».
На семейном фото МакФлаев изображены 2х Майкл Джей Фокс и 2х Ли Томпсон.
Автокино, из которого Марти отправляется в 1885 год, было построено
специально для фильма. После съемок его полностью снесли и восстановили
первозданную степь. Пещеру, в которой Марти прячется от индейцев, тоже
создали для фильма.
Связь с Клинтом Иствудом №3: Клинт Иствуд, о котором говорит Марти в
1955 году, неизвестен Доку Брауну. Однако на заднем плане висит
киноплакат к фильму «Месть твари» (Revenge of the Creature), в котором
снимался юный Клинт Иствуд.
Когда Марти пробуждается на ферме МакФлаев в 1885 году, он косится под
одеяло, проверяя, надеты ли штаны – отсылка к поведению Лоррэйн в 1955
году.
Марти достигает Хилл Вэлли по рельсам, доходит до вокзала – и камера
поднимается над крышей вокзала, открывая вид на строящийся город. Этот
ход камеры полностью копирует знаменитую сцену прибытия Джилл (Клаудия
Кардинале) в фильме «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне.
Связь с Клинтом Иствудом №4: Марти представляется в 1885 году как Клинт
Иствуд. Актер Иствуд разрешил использовать свое имя, так как ему
нравились первые два фильма. Позже Марти одевается на похожий манер,
как герой Иствуда в трилогии "Долларов" Серджио Леоне.
Издатель газеты Хилл Вэлли – М. Р. Гейл – отсылка к автору сценария, Бобу Гейлу.
В 1985 году Тойота 4х4 продается в автомобильном магазине «Статлер». В
1955 году у братьев Статлер – магазин по продаже Студебеккеров. В 1885
году «Достопочтенный Статлер» продает лошадей.
В 1885 году на углу Мэйн Стрит и Хилл Стрит – салун. В 1955 году там –
«Кафе Лу». В 1985 там – центр аэробики. В 2015 году там – «Кафе 80-х».
«Mad Dog» (Бешеный пес) - имя главного злодея в компьютерной игре
«Дикий стрелок», в которую Марти играет в «Кафе 80-х». Если прочитать
его задом наперед, получается «God Dam» (звучит как «Проклятье»).
В оригинальном сценарии Марти должен был попасть в Бьюфорда не
плевательницей, а лошадиным навозом, на который он наступил до того,
как войти в салун. Затем возникла мысль, что навоз на Диком Западе –
ничего особенного, и что каждый ковбой привык, что в него регулярно
попадает навозом...
Молния ударяет в часы в 1955 году в 10:04. Когда Марти и Док стоят
перед картой ущелья Шонаш, на заднем плане видны часы здания суда,
которые показывают именно это время. Кроме того, на заднем плане стоит
Клара Клэйтон, которая ждет, что ее заберут с вокзала.
После того, как Марти отправляется назад в будущее, паровоз падает на
дно ущелья Шонаш. Поэтому пропасть называют "Ущельем Иствуда" в честь
Клинта Иствуда (то есть Марти), упавшего в эту пропасть на паровозе.
Вот кстати связь с Клинтом Иствудом №5.
Первыйая успешная роль Мэри Стинберджен – в фильме «Time After Time»
(1979), в котором она влюбляется в путешественника во времени и сама
путешествует в нем.
Мэри Стинберджен также уже снималась вместе с Кристофером Ллойдом и
Джеком Николсоном в фильме «Побег в теплые края» (Goin’ South) за год
до съемок «Назад в будущее-3». Там она играла подругу Джека Николсона.
После съемок «Назад в будущее-3» она послала Николсону фотографию себя
вместе с Ллойдом и подписью «Понадобилось 12 лет, но Тоуфилд наконец-то
заполучил девушку!» Ллойд играл в этом фильме персонажа по фамилии
Тоуфилд.
Оператор-постановщик Дин Канди играет фотографа, который фотографирует Дока и Марти перед часами.
В третьей части часы с ратуши Хилл Вэлли впервые запускаются в
эксплуатацию – 5 сентября 1885 года в 20:00. Как мы помним, часы
останавливаются после удара молнии 12 ноября 1955 года в 22:04. Это
значит: часы шли ровно 70 лет, 2 месяца, 7 дня, 2 часа и 4 минуты.
На роль мэра, который открывает празднество в Хилл Вэлли, планировался
Рональд Рейган (который уже не был президентом) – однако он не смог
участвовать в съемках. Рейгану очень нравилась трилогия «Назад в
будущее», а когда он впервые увидел сцену из первой серии – «Кто у вас
президент в 1985?» - «Рональд Рейган!» - «Этот актер?!» - он так
смеялся, что попросил киномеханика перемотать пленку, чтобы посмотреть
эту сцену еще раз.
В сцене, в которой Бьюфорд вешает Марти на новом здании суда, Майкл
Джей Фокс едва не задохнулся. Несколько минут петля лассо его так
сильно душила, что он не мог дышать. Теперь полагают, что этот случай
на съемках был одной из причин возникновения болезни Паркинсона у
Майкла Джей Фокса.
Музыканты, играющие на городском празднике Хилл Вэлли (два гитариста и
барабанщик) – группа ZZ Top, исполняющие кантри-версию своей песни
«Doubleback». Они, как и при своих современных номерах, крутят гитары
вокруг своей оси – но в 1885 году это проделывает и барабанщик со своим
барабаном! Кроме того, ZZ Top исполняют рок-версию этой песни в
финальных титрах.
Марти научился стрелять в сети магазинов с игровыми автоматами,
«Seven-Eleven». Так как эту сеть вне США никто не знал, во многих
европейских дубляжах ее окрестили «Диснейлендом».
Марти предотвращает убийство Дока Бьюфордом с помощью тарелки «Frisbee
Pies». В 1871 году эта фирма открыла продажу пирогов в штате
Коннетикат. Студенты университета Йель начали использовать тарелки
из-под этих пирогов как диски для бросания, и так были придуманы
летающие тарелки, известные как «фрисби»!
Поцелуй Дока и Клары был первым поцелуем Кристофера Ллойда в фильме за всю его карьеру.
Падающая звезда на небе во время поцелуя Дока и Клары – фишка Стивена
Спилберга. Почти во всех его фильмах с ночного неба падает звезда.
Бармен и три завсегдатая в салуне – все актеры-ветераны жанра вестерн.
Бармена играет Мэтт Кларк, снимавшийся в вестерне «Жизнь и невзгоды
судьи Роя Бина» и классике Сэма Пекинпа, «Пат Гаррет и Билли Кид». Один
из картежников – Пат Баттрам, игравший в фильме «Пулемет Гатлинга».
Второй – Гарри Кэри-мл., снимавшийся в девяти картинах легендарного
вестерн-режиссера Джона Форда, помимо прочего: «В поисках», «Осень
Шайеннов» и «Она носила желтую ленту». Третий картежник – Даб Тэйлор.
Он снимался в четырех вестернах Пекинпа, в особенности в «Дикой Банде»,
а также во многих вестернах 40-х и 50-х. Кроме того, он снялся в
пародии на вестерн Ричарда Доннера: «Маверик» (1994).
Связь с Клинтом Иствудом №6: Марти копирует трюк Иствуда из фильма «За
пригоршню долларов» (который был показан во второй части), поместив под
пончо чугунную дверь от печки.
Связь с Клинтом Иствудом №7: вокзал Хилл Вэлли, с которого отъезжает
Клара, был построен для фильма «Бледный всадник» (1985) – с Клинтом
Иствудом!
Город-вестерн Джеймстаун, в котором снимался Хилл Вэлли 1885 года, был
разрушен в 1996 году. Причина: пожар в результате удара молнии (!)
В 1955 году машина Биффа два раза врезается в грузовик перевозчика
навоза, Д. Джонса. В 1885 году Бьюфорд падает в тележку, полную навоза,
принадлежащую А. Джонсу, предку Д. Джонса. Кстати, имя «Д. Джонс» было
взято у производственного менеджера съемочных групп, Денниса Джонса.
Его сына зовут Арлон.
Бьюфорда арестовывает помощник шерифа за ограбление почтовой кареты в
Пайн-Сити. На самом деле, когда эту сцену снимали, причина ареста было
убийство маршала Стрикленда. В удаленной сцене на ДВД показывается, как
Бьюфорд застреливает маршала в спину на глазах у его сына. Авторы
посчитали эту сцену слишком жестокой, и вырезали ее – поэтому сцену
ареста пришлось передублировать заново.
Во второй части «Назад в будущее» Док носит цветную рубашку с
маленькими паровозиками. В третьей части он использует ее, уже
порядочно изношенную, как маску для «научного эксперимента» на
настоящем паровозе.
Сцены, в которых паровоз толкал ДеЛореан, были особенно опасны: не было
гарантии, что ДеЛореан не сойдет с рельсов и что поезд его не переедет.
Поэтому все сцены в профиль, в которых в машине показан Майкл Джей Фокс
(например, когда он передает Доку хаверборд), были сняты задом наперед:
паровоз просто тащил ДеЛореан в обратную сторону.
Саймон Уэллс, правнук Герберта Уэллса, автора книги «Машина времени»,
делал раскадровку всего эпизода с поездом. Позже он сам был режиссером
новой экранизации «Машина времени».
Железнодорожные пути, используемые в третьей части, былы действующими
линиями. Дважды в день, когда по ним проходили рейсовые поезда,
ДеЛореан приходилось снимать с рельсов.
Фиолетовое платье Клары доставляло большие неудобства команде спецэффектов ILM, так как оно сливалось с синим экраном.
Когда поезд таранит ДеЛореан, он разлетается в груду обломков. В
реальности поезд просто смял бы машину и сдвинул бы ее с рельсов в
сторону. Для пущего эффекта ДеЛореан надпилили в нужных местах разлома
и напичкали динамитом и мокрым песком. Динамит взрывался в тот момент,
когда поезд сталкивался с автомобилем. Эффект был, кстати, проделан не
с миниатюрной моделью - киношники пожертвовали настоящим ДеЛореаном
(правда, в фильме использовалось несколько экземпляров).
Останки генератора «Mr. Fusion» стоят теперь на письменном столе автора сценария, Боба Гейла.
Сцена, в которой Марти будит Дженнифер на веранде, была снята уже во
время съемок второй части - чтобы не возвращаться на это место лишний
раз.
Связь с Клинтом Иствудом №8: брат Марти подшучивает над его костюмом: «Ты что так вырядился, ты что – Клинт Иствуд?»
Связь с Клинтом Иствудом №9: в титрах продюсеры особо благодарят Клинта Иствуда.
Во всех путешествиях во времени время отбытия примерно соответствует
времени прибытия. Это было сделано для того, чтобы избежать путаницы и
эффекта «джетлэг» у героев.
Главный ДеЛореан, используемый для фильма, сейчас находится во владении
частного коллекционера. Он допущен для уличного движения в штате
Калифорния. Вместо номерного знака «OUTATIME» он теперь носит номер
«3CZV657». Те ДеЛореаны, что стоят в студии Юниверсал – в основном
копии, правда, модифицированные с помощью оригинальных деталей машин,
которые использовались в фильме для каскадерских трюков.
(c)